Мастер-гравировщик Николай Анциферов рассказал о тонкостях своей работы

 

                   Николай Анциферов: "Люблю работать руками" 

 __________________________________________________________________________________________________________________________

Виды гравировки:

  • Лазерная
  • Химическая
  • Ручная

___________________________________________________________________________________________________________________________

Николай Анциферов – один из тех редких мастодонтов, которые делают гравировку в ручную. Он начал свою карьеру ещё юношей на оружейном заводе. Там, по словам мастера, его научили всему. Но дело всей его жизни – гравировка. Ей он занимается с 1976 года.

В арсенале Николая Анциферова нет никаких бормашин и сложных технологических приспособлений. Только инструменты со времен Петра I: резцы и лупа для нанесения мелкого детализированного рисунка.

Как оказалось, Николай ещё и мастер юмористического слова. Авторские остроумные сентенции украшают сувенирные гвозди,  которые он дарит своим друзьям:

«Если в руки его взять и направить метко, как к себе домой войдет, словно в рот конфетка».

 

Николай, а как вы пришли в профессию?

Я занимался рисованием с детства. Поэтому даже вопроса не возникло, куда идти дальше после школы. На завод после 10-го класса меня привёл отец. Так начался мой творческий путь гравировщика. Представьте, я ходил в пальто и шляпе, мать собирала мне паек, а я приносил домой зарплату, как настоящий рабочий человек.

Получается, каждый мог стать гравировщиком? Нужен ли для этого особый талант?

Да, обычным гравировщиком мог стать практически каждый. При заводе работали училища, где учили на токарей, сварщиков и гравировщиков. Брали всех желающих. Кстати, на гравировку училось много женщин. После обучения вы гарантированно получали место на заводе. Но у гравировщиков была своя иерархия. Работы различались по степени сложности. Одно дело выбивать сложные изображения, другое выгравировать пару закорючек.

Сколько нужно времени, чтобы научиться проводить хотя бы ровную линию?

Все зависит только от желания. Если, к примеру, 3 дня подряд заниматься только этим, то потом прямые линии будут выходить уже автоматически.

Сейчас где-нибудь учат гравировке? Были ли у вас свои ученики?

Сейчас если и появляются гравировщики, то частным образом. Редко, когда к какому-то из старых мастеров, которые работают вручную, придет ученик. Сейчас все хотят быть менеджерами (Смеется). Да и в ручной гравировке нет потребности как таковой. Я учил своего сына, какое-то время мы вместе работали. Сейчас он работает по другой специальности. Ему надо кормить семью, а гравировщик профессия не востребованная.

Как происходит работа? Какие инструменты используете?

Сначала рисуешь эскиз. Потом карандашом переносишь на металл, расчерчиваешь по секциям.

Инструменты у меня старые, как при Петре I  штихели для разных видов работ, молоток и тиски. Если штихель затупится, я затачиваю (Николай протягивает в два раза стертый стальной резец).

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Штихель – стальной резец, небольшая стамеска с заостренным концом.

Металлическая пластина или готовое изделие зажимается в тиски. Штихель под определенным углом врезается в металлическую поверхность По тупому концу штихеля выполняются удары специальным молотком с плоским бойком. Это и задает импульс движения резца. Гравировка по металлу выполняется от себя, при изменении направлений линий приходится постоянно поворачивать изделие в различные стороны. Это тонкая и сложная работа. Искусный мастер орудует штихелем, как будто рисует карандашом. Но на деле, это тонкая и сложная работа.

________________________________________________________________________________________________________________________________

Здесь самое важное – держать штихель под правильным углом. Мои руки уже сами все делают, я не думаю об этом.

Расскажите о самом интересном или каверзном случае в работе

В работе с людьми такое случается постоянно…Один из таких случаев произошел сразу же, как я поступил на оружейный завод. Мне, как стажеру, дали задание  нарисовать эскиз изображения охотничьей собаки. Я прорисовал её во всех деталях на огромном ватмане. Оказалось, что нужно было сделать ее величиной в несколько сантиметров.

С моей первой гравировкой тоже случился курьез, но уже не по моей вине. А просто потому, что у приемщика было плохое настроение.

Расскажите об этом случае, очень интересно

Это была гравировка на ружье – сюжет из охотничьей сценки. Очень кропотливая, большая работа. Контролер говорит мол иди к слесарю спиливать. Ну ничего не поделаешь... Слесарь-сборщик Алексей Иванович Зуев – авторитетный человек, орденоносец, потомственный оружейник. У него и отец, и дед, и прадед  –  все были оружейники. Он кроме этого ничего не умел, но ружья он делал исключительно. Представляете картину: огромные плечи и ручища волосатые, стоит пилит очередное ружье, тяжело дышит и с носа капля стекает.

- Сдал? Давай сюда! – говорит он мне

- Да вот контролер не принимает!

Он берет ружье, смотрит, снимает медленно перчатки и говорит: «Пошли!».

У контролера аж сукно со стола слетело, так он по столу кулаком дал!

- Ты кого мучаешь?! Да в нем уже души нету, ты мне  так хорошего гравера испортишь. Если ты еще раз… Да я тебе шею оторву!

Вот так он поставил хама на место. Благодаря Алексею Ивановичу я остался в профессии и занимаюсь тем, что мне по душе. А то пошел бы, не дай бог, пекарем.

 

Какая была самая сложная работа?

Такая была не одна. Самая сложная работа – это инкрустация по металлу, всечка золотом и серебром. Очень сложно делать барельеф. К примеру, грамотно выбить объемный портрет на металлической поверхности. Чем больше объем, тем больше работы. Чтобы рисунок был выпуклым, очень глубоко выбивается фон. Делается это не за один раз.

______________________________________________________________________________________________________________________________

Всечка по металлу – метод художественной обработки, при котором в подготовленные канавки под определенным углом зачеканивается золотая или серебряная проволока. Таким образом создается художественный рисунок. Этот метод применяется для украшения холодного и огнестрельного оружия, доспехов, кухонной утвари, украшений.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

 

Есть ли вредные факторы у работы гравировщика?

Это стоячая работа. Сначала устают ноги, потом спина. На заводе, к примеру, мы стояли по 8 часов в день. Работа, конечно, напряженная.  Это может стать причиной остеохондроза, болезней суставов. Металлическая пыль, которая летит во время гравировки, может попасть в легкие. Поэтому работать лучше в маске.

Думали ли пойти в ювелирное дело?

Ювелирка – это совсем другое. Я занимался ювелирным делом и сейчас изредка беру заказы. Но дело в том, что это работа с женщинами. А женщина – человек непредсказуемый. Сегодня ей нравится одно, а завтра другой. А если работа уже сделана, приходится переплавлять и начинать заново. Ведь не скажешь женщине, что она не права.

Всё же, чем технически отличается ювелирное дело ?

Я люблю работать руками. У ювелиров очень много приспособлений и смежных видов работ, например, пайка.  Вот раньше мы паяли с на спирту как при Пушкине: огонек, спировка горит. Трубочкой наводили пламя и паяли. Сейчас, конечно все по-другому.

Где вы черпаете вдохновение?

Некоторые мастера могут только срисовывать. Мои работы – плод моей собственной фантазии. Мне нравится создавать что-то новое, необычное. Подсвечники, шкатулки. Не все я делаю сам, какие-то детали я покупаю. Моё любимое занятие и дело жизни – гравировка и только ручная.

 

Контакты

г.Тула, ул. 9 Мая, 1А,Б
+7 (4872) 70-43-55
ock@tularegion.ru

Записаться